ЭЛЕМЕНТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СБОРКИ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЕТА
Аннотация
Изготовление планера самолета начинается с изготовления деталей и завершается сборочными работами узлов, агрегатов, проведением стыковочных и монтажных работ на готовом изделии.
В настоящее время один из главных элементов производительного процесса изготовления авиационной техники считается сборочное производство. Основными факторами, определяющими специфику сборочных работ в самолетостроении, являются:
– многодетальность планера, а также большое разнообразие применяемых конструкционных материалов. Это приводит к разнообразию технологических процессов и средств их оснащения, усложняет планирование, контроль и учёт сборочных работ;
– сложность производственных форм и малая жесткость большинства элементов конструкции планера, из-за которых становится необходимым применение многочисленной и сложной технологической оснастки;
– высокие требования к качеству самолета в целом и его отдельным элементам, для обеспечения которых необходимы новейшие методы контроля, включая специальное оснащение;
– широкое кооперирование производства существенно усложняет решение вопросов обеспечение точности и взаимозаменяемости элементов конструкции планера;
– частая смена объектов производства из-за быстрого морального старения авиационной техники.
Продолжительность и трудоемкость сборочных работ в зависимости от типа самолета составляет от 30–56 % всех производственных трудозатрат. Сборочные и монтажные работы охватывают сборку планера, монтаж оборудования и силовых установок, монтаж систем управления полетом и взлетно-посадочных средств, аэродромные работы по подготовке самолета к летным испытаниям и сдача его заказчику. Сборочно-монтажные работы характеризуются сложностью выполняемых работ, сравнительно невысоким уровнем механизации технологических операций сборки и монтажа, что влечет за собой большую трудоемкость изготовления продукции, невысокий уровень производительности труда.
Сборочные работы в зависимости от вида можно подразделить на узловую сборку – сборку узлов (лонжероны, нервюры, шпангоуты, створки люков); агрегатную – сборка отсеков, агрегатов, секций планера; общую сборку самолетов – сборку-стыковку отдельных агрегатов в целое изделие и проведение нивелировочных работ.
В статье посвящена разработке технологии сборки подкилевой жёсткости. Он включает:
– схему членения отсека;
– способ базирования для данного агрегата; последовательность сборки;
– схему увязки подкилевой жесткости;
– условия поставки деталей на сборку;
– расчет на жесткость сборочного приспособления.